В
таблицах, приведенных в данной главе, я показала, как каждый из
восьми методов может быть применен для решения определенных поведенческих
проблем. Для некоторых случаев существует один или два способа решения,
которые имеют преимущества перед другими. Для собаки, которая лает
по ночам от страха или одиночества, пустить ее внутрь дома или завести
еще одну собаку обычно вполне достаточно, чтобы се лай раздавался
только в случаях настоящей тревоги. Что касается других проблем,
то в зависимости от условий могут подойти различные методы. Детей
можно удержать от шума в машине несколькими способами, смотря по
обстоятельствам. Существуют, однако, другие поведенческие проблемы,
в основе которых лежит множественная мотивация, которые чрезвычайно
укоренились и не поддаются воздействию какого-либо одного из методов
- проявления стресса в виде кусания ногтей, дурная привычка к хроническим
опозданиям, появление зависимого поведения, такого, как курение.
Эти типы поведения могут быть снижены или vпреодолены сбалансированным
использованием восьми методов, а для того чтобы приостановить данное
поведение, нужна комбинация нескольких методов (опять-таки я веду
речь о поведенческих проблемах у относительно здоровых людей, а
не у лиц с психическими заболеваниями или травмами). Рассмотрим
некоторые примеры отклонений поведения, требующих комплексного подхода.
Кусание ногтей Кусание ногтей является одновременно проявлением
стрессового состояния и способом моментального получения разрядки.
У животных такой тип активности называется заместительным поведением.
Собака в ситуации напряженности - например, когда незнакомый человек
пытается ее погладить - может внезапно сесть и начать чесаться.
Две лошади, принимающие угрожающие позы в борьбе за доминантное
положение, внезапно начинают щипать траву. Заместительное поведение
очень часто имеет характер приведения себя в порядок (груминг -
самоухаживание, самочистка). У животных в условиях ограничения свободы
это поведение может так часто повторяться, что ведет к самокалеченью.
Птицы чистят перышки до тех пор, пока не выщипают их все до лысин;
кошки разлизывают лапу до ран. Кусание ногтей (так же как выдергивание
волос, чесание и другие виды чистящего поведения) у людей тоже могут
привести к таким крайностям, и даже боль не может прекратить это
поведение. Поскольку данное поведение действительно мгновенно переключает
со стрессовой ситуации, оно становится само подкрепляемым и может
совершаться даже тогда, когда ни какого стресса нет. Иногда положительный
результат дает метод 4 - угашение. Данная привычка постепенно исчезает,
когда человек становится старше, у него появляется большая уверенность
в себе. Но на это могут потребоваться годы. Метод 1 - сделать так,
чтобы грызть ногти было бы невозможно, скажем, надевать перчатки,
и метод 2 - наказание предъявлением обвинений и выговоров - не обучит
того, кто грызет ногти другому поведению. Метод 3 - отрицательное
подкрепление - намазать ногти чем-либо неприятным на вкус - может
оказаться эффективным, только если данная привычка сама постепенно
исчезает (это относится также и к сосанию пальца). Если у вас есть
эта привычка, то лучшим способом от нее избавиться является комбинация
всех четырех позитивных методом Сначала, используя метод 5 - несовместимое
по ведение, - приучитесь ловить себя в начале этого занятия, и всякий
раз, когда ваша рука тянется ко рту, отдергивайте ее и производите
какое-либо другое действие. Сделайте четыре глубоких вздоха. Выпейте
стакан воды. Попрыгайте. Потянитесь. Вы не сможете кусать ногти
и одновременно выполнять эти действия (а каждое из них само по себе
способствует снятию напряжения). Тем временем разработайте метод
8 - смена мотивации. Снизьте общий уровень стресса в вашей жизни.
Поделитесь своими тревогами с теми, кто может оказать реальную по
мощь. Уделяйте большее внимание физическим упражнением, которые,
как правило, способствуют тому, что человек начинает смотреть на
свои проблемы проще. Вы также можете формировать отсутствие данного
поведения (метод 7), вознаграждая себя колечком или хорошим маникюром,
как Только сначала один, а затем и другой ноготь достаточно от растут
(даже если вам поначалу придется бинтовать палец). Вы можете также
принять великолепную рекомендацию психолога Дженнифсра Джэймса об
обусловливании данного поведения: в течение целого дня, каждый раз,
когда вы ловите себя на том, что кусаете ногти, пишите, что тревожит
вас в данный момент Затем выберите вечером минут двадцать, сядьте
и непрерывно кусайте ногти, тревожась по поводу всех пунктов своего
списка. Со временем вы сможете свести время кусания ногтей к нулю,
особенно если этот прием вы будете сочетать с другими, описанными
выше.
Систематическое опоздание
Люди, у которых сложная, требующая отдачи жизнь, иногда опаздывают
потому, что им многое надо сделать и они должны пытаться как-то
втиснуть все дела в имеющееся время - это работающие матери, люди,
занявшиеся новым, быстро расширяющимся делом, некоторые врачи и
т.д. У других людей опоздание становится правилом Вне зависимости
от того, заняты они или нет Поскольку некоторые люди, даже занимающиеся
делами мирового масштаба, безукоризненно пунктуальны, следует предположить,
что те, кто часто опаздывает, подсознательно выбирают именно такой
тип поведения Некоторые склонны считать, что медлительность должна
сама себя изживать, по типу отрицательного подкрепления - вы пропустили
половину фильма, вечер, на который пришли, почти окончен, человек,
которого вы заставили ждать, в ярости. Но это скорее наказание,
а не негативное подкрепление, потому что эти следствия наступают
уже после того поведения, которое необходимо изменить, и которое
состоит не в том, что вы поздно пришли, а в том, что вы недостаточно
рано вышли для того, чтобы быть вовремя. Постоянно опаздывающие
люди обычно имеют в запасе удивительные оправдания, с помощью которых
они добиваются положительного подкрепления в виде прощения (которые
формируют их навыки отыскания оправданий и фактически подкрепляют
опоздания) Наиболее быстрым способом преодолеть опоздания является
метод 8 - смена мотивации. У людей много причин для опоздания Одна
из них - страх: вам не хочется в школу, и поэтому вы копаетесь.
Другая v претензия на сочувствие: "Ах, я бедняжка, на меня
столько навьючили, что я не справляюсь со своими обязанностями".
Опоздания могут быть выражением неприязни - когда вы подсознательно
не хотите быть со ждущими вас людьми, - и демонстративное опоздание,
когда вы показываете, что у вас есть гораздо более важные дела,
чем появление в данном месте. На самом деле не слишком важно, какие
мотивы действу ют в данном случае. Единственное, что надо сделать,
чтобы перестать опаздывать, это изменить мотивацию, решив, что приходить
вовремя при всех обстоятельствах должно всегда преобладать над другими
соображениями. Железно! И вам ни когда не придется нестись сломя
голову к самолету или снова пропускать назначенную встречу. На основании
поздно при шедшего жизненного опыта вот как я исцелила от этой привычки
себя. Приняв решение, что точность отныне имеет первостепенное значение,
я обнаружила, что ответы на вопросы: "Хватит ли мне времени
на парикмахерскую до начала заседания", или: "Могу ли
втиснуть еще одно дело до зубного врача?", или: "Должна
ли я ехать в аэропорт прямо сейчас?" - становятся автоматическими.
Ответы всегда бывали такими: нет, нет и да. Время от времени я еще
иногда оступалась, но постепенно выбор точности значительно упростил
мою жизнь, а также жизнь семьи, друзей и сослуживцев. Если смены
мотивации вам недостаточно, вы можете добавить метод 5 - выработку
несовместимого поведения, - назначая себе более раннее время прибытия
(возвращения книги). Или же дополните методом 7 - формирование отсутствия,
- вознаграждайте сами себя, и пусть ваши друзья вознаграждают вас
за то, что для других является нормой, а от вас требует специальных
усилий за не опоздание. И по пробуйте метод 6 v подчинить опоздание
внешнему сигналу. Выберите несколько событий, на которые вы действительно
хотите опоздать, объявите о том, что вы собираетесь опоздать, и
после этого действительно придите позже. Поскольку поведение по
сигналу имеет тенденцию затухать в отсутствие сигнала, то гарантированная
преднамеренность опоздания может способствовать угашению "случайных"
или бессознательных опозданий в тех случаях, когда вы действительно
должны быть вовремя.
Вредные привычки
Пристрастие к потреблению различных веществ - сигарет, алкоголя,
кофеина, наркотиков и т.д. - оказывают физиологические эффекты,
способствуют удержанию вас на крючке и приводят к возникновению
тяжелых абстинентных симптомов, если вам приходится обходиться без
данного вещества. Но существует также большое число поведенческих
составляющих этих пристрастий. Некоторые люди ведут себя как наркоманы,
включая проявления абстинентных симптомов, по отношению к относительно
безвредным веществам, таким как чай, содовая шипучка, шоколад, или
к такому времяпрепровождению как бег или еда. Некоторые могут давать
ход и останавливать вредные привычки. Например, у большинства курильщиков
потребность закурить возникает регулярно с точностью часового механизма,
и они впадают в неистовство, если их лишить сигарет. Но некоторые
правоверные иудеи могут интенсивно курить шесть дней в неделю, а
затем полностью обходиться без сигарет в субботу и не терзаться
этим. Помимо физического состояния большинство вредных привычек
дают временное уменьшение психического напряжения, вследствие чего
они принимают характер заместительной деятельности, что усиливает
трудность их
преодоления. Но поскольку вредные привычки имеют выраженные поведенческие
составляющие, то теоретически можно допустить, что к любой вредной
привычке можно подойти как поведенческой проблеме, применив один
или более из восьми предложенных методов, и иметь некоторую, вероятность
получения положительных результатов. Почти все программы реабилитации
от вредных привычек, начиная с клинического лечения алкоголизма,
базируются в основном на методах 1 и 8. Вожделенное вещество становится
физически недоступно, а лечение сводится к попыткам найти другой
источник удовлетворения пациента - повышение уровня самооценки,
самоанализа, профессионального мастерства. - смена мотивации, которая
определяет потребности. Многие способы лечения основываются также
на методе 2, - наказание, - что обычно делается с помощью напоминания
об ошибках, чем пробуждается чувство вины. Однажды я Испытала на
себе программу, отучающую от курения,пишет Карен Прайор, которая
очень хорошо помогала, несмотря на то, что я часто хитрила. Когда
я мошенничала, например выкуривала взятую у кого-нибудь сигарету
во время напряженного делового совещания, я испытывала сильное чувство
вины; на следующий день я ужасно страдала от этой вины и была практически
больна. Но это не останавливало меня в следующий раз; методы 2 и
3 - наказание и отрицательное подкрепление - были для меня не очень
действенными. Но на некоторых они действуют. Программы похудения
часто подчеркивают не столько общественное поощрение за потерю килограммов,
сколько стыд перед своими знакомыми за их набор, и некоторые стремятся
к тому, чтобы избежать возможности этого стыда. Значительную часть
вредных привычек составляет ритуальное поведение. Само действие
- будь то еда, курение или что-либо другое v непроизвольно попадается
на удочку внешних сигналов, которые становятся пусковыми. Время
дня может вызывать у вас желание выпить, звонит телефон - и вас
тянет зажечь сигарету, и т.д. Систематическое выявление всех этих
сигналов и угашение поведения несовершением действия на каждый из
них, по одному в каждый отдельный момент времени, явится существенным
вкладом метода 4 в преодоление вредной привычки. Иногда это может
быть какой- либо очень простой прием, например убрать с глаз долой
пепельницу, а иногда для этого требуется полная смена окружающей
обстановки, переезд в новые условия, где нет ни чего общего со старыми
привычными пусковыми сигналами (прошедшие лечение наркоманы, употреблявшие
героин, не удерживаются, если сразу после лечения попадают в обстановку
жизни на привычных улицах). Отрицательное подкрепление усиленно
предлагалось в качестве поведенческого метода борьбы с вредными
привычками. К алкоголикам, например, подключались электроды, через
которые подавался удар электрического тока в момент когда они подносили
ко рту стакан алкогольного напитка; существуют лекарственные средства,
которые вызывают рвоту при потреблении алкоголя. Подобно большинству
отрицательных подкреплений, эти средства действуют только тогда,
когда поблизости есть кто-либо, кто может их приме нить, и лучше,
если это является (для пациента) непредвиденным. Подобно большинству
вредных привычек, алкоголизм не очень-то легко поддается действию
одного изолированного метода. Мне кажется, что путь к преодолению
вредной привычки у себя самого - и это является одной из тех ситуаций,
где человек может являться самым лучшим воспитателем самого себя,
- лежит в изучении всех восьми методов и отыскании способа применения
каждого из них за исключением наказания.
Убить зверя
Это действует безотказно. С данным субъектом у
вас наверняка больше не возникнет этой поведенческой проблемы.
Фактически это широко распространенный и всеми признаваемый метод
борьбы с собаками, загрызающими овец. Метод 1 является высшей
мерой наказания. Каковы бы ни были моральные или другие подтексты
(аспекты) высшей меры наказания, но если казнить убийцу, он больше
не совершит преступления. Методом 1 избавляются от поведения,
временно или навсегда избавляясь от того, кто его совершает. Увольнение
служащего, развод с супругом, переселение в другую комнату от
неряшливого соседа - все это метод 1. С другими людьми могут возникнуть
новые проблемы, но того субъекта, чьим поведением вы сыты по горло,
больше нет, и с ним исчезло данное поведение. Метод 1 довольно
жесток, но иногда вполне адекватен, когда проступок слишком велик
для того, чтобы иметь продолжение и не представляется возможности
для его легкого изменения. Допустим, например, что кто-то из ваших
родителей, супруг (или ребенок) бьют вас. Некоторые находят из
этого выход в реальном уничтожении того человека, и в крайних
случаях самозащита может быть оправдана. Уход из дома - тоже разрешение
проблемы методом 1, но более гуманное. Однажды у меня была кошка
v пишет Карен Прайор, у которой появилась привычка прокрадываться
по ночам в кухню и мочиться на конфорку плиты. Запах, когда на
следующий день вы, ничего не подозревая, включали одну из этих
конфорок, был совершенно невыносимым. Кошка могла свободно выходить
на улицу, я никогда не поймала ее на месте преступления, а если
конфорки закрывались, она мочилась на то, чем они были закрыты.
Я не могла понять побуждающих ее причин, и в конце концов ее пришлось
усыпить. Метод 1.
Существует много простых и широко распространенных модификаций
метода 1: отправить ребенка в его комнату, когда он вмешивается
в разговор взрослых; привязать собаку, чтобы она не гонялась за
машинами; посадить того или иного человека в тюрьму на различный
срок. Мы привыкли считать такие меры наказанием (Метод 2), и они
могут рассматриваться, а могут и не рассматриваться субъектом
как наказание, но они являются приемами метода 1. В их основе
лежит то, что они прекращают данное поведение, физически лишая
субъекта возможности его осуществления или избавляясь от присутствия
самого субъекта. Самое важное, что нужно усвоить относительно
метода 1., это то, что он ничему не учит субъекта. Не допустить
того, чтобы субъект проявил данное поведение - с помощью изоляции,
тюремного заключения, развода, казни на электрическом стуле, -
не многому учит субъекта. Казалось бы, что человек, попавший в
тюрьму за кражу, дважды подумает, прежде чем снова украсть, но
мы знаем, что очень часто этого не происходит; мы можем быть уверены
лишь в том, что он не стянет ваш телевизор, пока находится под
замком. Поведение не обязательно бывает рассудочным. Если оно
уже сложилось как способ получения подкрепления, и если мотивация
и обстоятельства, вызывающие поведение присутствуют, то весьма
вероятно, что оно проявится снова. Пока субъект находится в изоляции,
никакого переучивания в отношении данного поведения не происходит;
нельзя изменить поведение, которое не осуществляется. Ребенок,
запертый в своей комнате, может быть, чему-нибудь и научится (вероятно,
обижаться и бояться вас), но при этом он не учится тому, как вступить
в вежливый разговор. Отпустите собаку с привязи, и она тут же
снова начнет гоняться за машинами. Тем не менее у метода 1 есть
своя роль. Часто он даст наиболее практичное решение вопроса,
и не обязательно связан с жестокостью. Мы часто пользуемся своего
рода временным лишением свободы, когда у нас нет времени обучать
или наблюдать за субъектом; мы, например, сажаем детей в манеж,
и в течение некоторого непродолжительного времени большинство
детей не протестует против этого. Вице-президент американского
клуба собаководства рассказывал мне, что пользуется проволочным
вольером на кухне в своей квартире при выращивании дома щенков.
Щенков надо научить когда и где оправляться, что достигается тем,
что их выносят в подходящее место, прежде чем они сделают это,
и вознаграждают за то, что они там оправились. Но невозможно следить
за щенками постоянно. Этот кинолог помещает своих щенков в клетку
на ночь, когда ему надо уйти или когда он занят; там они могут
делать лужи безнаказанно. Они ничему не учатся, но и не делают
луж на ковре. Положительное подкрепление может происходить только
тогда, когда хозяин присутствует и может дать его, но метод 1
предотвращает неприятности лишением свободы. Этот же владелец
собак сажал на ночь в клетку, находящихся в доме трех взрослых
терьеров, чтобы воспрепятствовать им вытворять то, что они никогда
не делают днем: скулить под дверью спальни, грызть мебель, перевертывать
корзины с мусором. Собаки совсем не обижались на это и весьма
охотно отправлялись "в постель". Возможно, собакам тоже
надо отдохнуть от нас. Примеры применения метода 1. "Убить
зверя" Метод 1 в некотором смысле решает проблему, но его
применимость в каждой данной ситуации относительна.
Поведение
Метод воздействия
Сосед
по комнате повсюду разбрасывает грязные вещи
Сменить соседа
Собака на дворе лает всю ночь
Убрать
собаку (застрелить,продать и т.п.)
Дети слишком шумят
в машине
Пусть идут домой
пешком. Пусть едут на автобусе. Поручить возить
их кому-нибудь другому
Супруг обычно возвращается
домой в плохом настроении
Развестись
Неправильный удар
при игре в теннис
Прекратить играть
в теннис
Бастующий или ленивый служащий
Уволить его
Отвращение к благодарственным
письмам
Никогда не пишите благодарственных
писем. Может быть, тогда люди перестанут посылать вам подарки
Кошка влезает на кухонный стол
Выставьте кошку за дверь, или
избавьтесь от нее
Грубый водитель автобуса вывел
вас из себя
Выйдите из автобуса и садитесь
на следующий
Взрослый отпрыск, который по
вашему мнению должен жить самостоятельно, хочет снова поселиться
вместе с вами
Скажите "нет" и настаивайте
на этом
Наказание
Это излюбленный метод всех. Если поведение неправильное,
мы прежде всего думаем о наказании. Ругаем ребенка, шлепаем собаку,
урезываем зарплату, налагаем штраф на компанию, преследуем инакомыслящих,
вторгаемся в страну и т.д. Но наказание - довольно грубый способ
изменения доведения. Фактически в большинстве случаев наказание
не помогает вовсе. Прежде чем рассмотреть, что можно и чего нельзя
достичь наказанием, отметим, что происходит, когда оно применено
и не возымело действия. Допустим, мы наказали ребенка, собаку
или служащего за какое-либо поведение, а это поведение возникает
снова. Разве мы говорим "Хм, наказание не подействовало,
не попробовать ли что-нибудь другое?" Нет. Мы усиливаем наказание.
Если выговор не помогает, пробуем шлепок. Если ваш ребенок принес
дневник с плохими отметками, у него отбирается велосипед. А если
в следующий раз дневник снова плохой, у него отбирается и льдянка.
Ваши служащие не проявляют должной расторопности. Пригрозите им.
Не помогает? Урежьте их зарплату. По-прежнему никакого результата?
Прекратите выплату жалования, оштрафуйте, отдайте под суд! Плетка
не изменяет поведения еретика? Можно попробовать испанский сапог
или дыбу. Самое страшное в усилении наказания то, что этому поистине
нет предела. Поиски такого наказания, которое было бы действенным,
не встречается у обезьян и слонов, но занимает людей во все времена,
известные истории, а может быть, даже и с доисторических времен.
Одна из причин, почему наказание обычно не действует, заключается
в том, что оно не совпадает по времени с нежелательным поведением;
оно возникает после, а иногда, как в случае, судебного законодательства,
много позже. Поэтому у субъекта может не образоваться связь между
наказанием и своими прежними действиями; у животных этой связи
не образуется никогда, людям тоже это обычно не дается. Если бы
каждый раз при краже у вора отрывался палец, а неправильно запаркованная
машина вспыхивала, я думаю, что воровство и штрафы за паркование
практически не существовали бы. Даже если субъекты понимают, за
что их наказали, они не могут в настоящее время уменьшить себе
наказание только потому, что не могут изменить своих действий
в прошлом. Сейчас вы ничего не можете сделать с плохими оценками
в дневнике, которые уже получили, поэтому ребенку, которого родители
наказывают, ничего не остается, как получить наказание. При методе
2, так же как при методе 1, субъект не учится тому, как изменить
поведение. Наказание не научит ребенка, как получить более высокие
оценки. Большее, на что может рассчитывать наказывающий, это что
у ребенка изменится мотивация: ребенок попытается изменить будущее
поведение, чтобы избежать будущего наказания. Научиться изменять
будущее поведение, чтобы в будущем избежать его последствий -
выше понимания большинства животных. Если охотник ловит свою легавую
собаку, предназначенную для охоты на птицу, и лупит за то, что
она гонялась за кроликами, то собака не ведает, какое именно из
предыдущих действий вызывает наказание. Она станет больше бояться
хозяина, что с этих пор может позволить ему отзывать собаку, когда
она гоняет кроликов. Сама по себе порка не повлияет на травлю,
кроликов. Между прочим, кошки, по-видимому, особенно тупы по части
ассоциирования наказаний со своими преступлениями. Подобно птицам,
они просто пугаются и ничему не учатся, когда их запугивают, вот
почему считается, что дрессировать кошек трудно. Их действительно
нельзя обучать карательными методами, но они сама живость при
обучении на положительном подкреплении. Наказание или угроза его
не помогает субъекту в научении изменять текущее поведение. Если
нежелательное поведение имеет такую сильную мотивацию, что субъекту
необходимо его продолжение (красть пищу, когда голоден, быть членом
какой-либо группы в подростковом возрасте), то наказание и его
угрозы учат его не попадаться. В режиме наказания неуловимость
быстро нарастает - печальная ситуация в семейной установке, но
не столь сильно выраженная в обществе в целом. Кроме того, влияние
повторяющегося или жестокого наказания имеет некоторые очень неблаговидные
стороны: страх, ярость, чувство обиды, даже ненависть в наказываемом,
а иногда и в наказывающем тоже. Эти душевные состояния не способствуют
обучению (если только у вас нет цели обучить субъекта страху,
ярости и ненависти - эмоций, которые иногда специально развиваются
у террористов). Одна из причин, почему мы считаем наказание действенным,
это та, что иногда поведение, приведшее к наказанию, прекращается
- если субъект понял, какое из действий наказуемо, если мотивация
данного действия невелика, если боязнь будущего наказания велика,
и наконец, самое главное, если субъект может контролировать поведение
(например, наказание не может помочь, когда ребенок мочится в
постель). Но ребенка, которой как следует отругали, когда он впервые
раскрасил цветным карандашом стену, можно вполне успешно отучить
портить дом. Человек, который смошенничал с подоходным налогом
и был за это оштрафован, может и не попытаться сделать это снова.
Наказание может успешно прекратить какое-либо поведение при его
зарождении, если оно замечено рано и не превратилось в укоренившуюся
привычку, и если наказание само по себе является для субъекта
новостью, неожиданностью, к которой человек или животное не потеряли
чувствительности. За все время моего воспитания родители наказали
меня всего дважды (и то лишь отругав), раз в шесть лет за мелкую
кражу и раз в пятнадцать лет, за то что пропустила школу и заставила
всех волноваться, думая, что меня похитили. Чрезвычайная редкость
наказания в значительной степени способствовала успеху. Оба типа
поведения прекратились тут же. Если наказание оказалось эффективным
для прекращения поведения, то такая последовательность событий
является мощным подкреплением для наказывающего. В дальнейшем
наказывающий стремится вновь прибегнуть к наказанию. Меня всегда
поражала возникающая у некоторых людей великая вера в действенность
наказания. Я видела, ее проявление и защиту со стороны борющихся
за дисциплину - школьных учителей, великолепных спортивных тренеров,
властных босов, благонамеренных родителей. Их собственное наказующее
поведение может поддерживаться мизерными успехами, тонущими в
трясине не столь уж хороших результатов, и может длительно существовать,
несмотря на то, что логика свидетельствует об обратном - несмотря
на наличие в той же самой школе других учителей, других тренеров,
руководителей других предприятий, других генералов, президентов
или родителей, пример которых показывает, что можно добиться таких
же или лучших результатов совершенно без применения наказания.
Наказание часто используется как своего рода реванш. Наказывающему
может и не быть дела до того, изменится или нет поведение жертвы,
он или она лишь берут реванш, и иногда даже не над самим наказуемым,
а над обществом в целом. Вспомните о косных чиновниках, которые
со скрытым удовольствием с помощью чуть заметных приемов затягивают
или препятствуют вам в получении разрешения, ссуды или пропуска
в библиотеку; вы оказываетесь наказанными, да и они тоже. Наказание
является подкреплением для наказывающего, так как оно демонстрирует
и способствует сохранению доминирующего положения. До того момента,
когда парень вы растет настолько, что сможет оказать сопротивление
своему грубому отцу, отец считает себя сильнейшим (главным) и
является таковым на самом деле. Это в действительности может являться
одной из главных побудительных причин, лежащих в основе стремления
человека к применению наказания: установить и сохранить доминантное
положение наказывающий может быть прежде всего заинтересован не
в определенном поведении, но в получении доказательств своего
главенствующего положения. Иерархия доминантности, борьба за нее
и ее проверка являются наиболее существенной чертой всех социальных
групп, начиная со стаи гусей и кончая правительствами. Но, по-видимому,
только люди научились пользоваться наказанием для того, чтобы
прежде всего получать вознаграждение в виде главенствующего положения.
Поэтому, когда вы собираетесь применить наказание, подумайте,
хотите ли вы, чтоб собака, ребенок, супруг, служащий изменили
данное поведение? В этом случае - это проблема обучения, и вы
должны отдавать себе отчет об ограниченности наказания как обучающего
приема. Или вы действительно хотите отыграться? В этом случае
вам следует подыскать более полезное самоподкрепление.
Может, на самом деле вы хотите, чтобы собака, ребенок, супруг,
служащий, народ соседней страны и т.д. не проявляли неповиновения?
В чем бы это ни проявлялось, вы хотите, чтобы субъект перестал
идти против вашей воли и суждений? В этом случае это борьба за
доминантное положение, и это лежит на вашей совести.
Чувство вины и стыд
Чувство вины и стыд являются формами самонаказания. Трудно найти
другое столь же неприятное чувство, как холодная рука чувства
вины, сжимающая ваше сердце; этот тип наказания является чисто
человеческим изобретением. Некоторые животные, в первую очередь,
конечно, собаки, могут проявлять смущение или стыд (например,
если случайно напачкают в доме). Но, я думаю, нет таких, которые
тратят время на переживание чувства вины за прошлые действия.
Степень вины, которую мы относим к себе, варьирует в широких пределах.
Один человек чувствует релаксацию и удовлетворение, совершив преступление,
а другой чувствует вину, держа во рту жевательную резинку. Множество
людей не испытывают чувства вины и стыда в своей каждодневной
жизни, и не из-за своего совершенства и не из-за своей полной
бесчувственности, но потому, что они реагируют на собственное
поведение по-разному. Если в прошлом они совершали что-либо, что
доставило им неприятности, они не повторят это вновь. Другие повторяют
одну и ту же ошибку снова и снова - ведут себя глупейшим образом
в обществе, говорят гадости тем, кого любят, - несмотря на то,
что на следующий день всегда испытывают чувство невероятного стыда.
В качестве метода изменения поведения стыд стоит в одном ряду
с поркой и любым другим видом наказания - он не очень эффективен,
так как приходит слишком поздно. Так что, если вы являетесь человеком,
наказывающим себя таким образом (а большинство из нас склонны
к этому, вспоминая о том, что делали в раннем детстве), вы должны
отдавать себе отчет, что это решение вопроса методом 2, и совсем
не обязательно является тем, что вам надо. У вас могут быть веские
основания хотеть избавиться от поведения, которое вызывает у вас
чувство виновности, но тогда вы сможете достичь больших успехов
с помощью другого метода или комбинации методов, а не самонаказанием.
Примеры применения метода
2. Наказание
Он редко оказывается эффективным, и его эффект снижается при повторении,
но имеет широкое применение.
Поведение
Метод воздействия
Сосед по комнате повсюду разбрасывает
грязные вещи
Кричите и бранитесь. Пригрозите
отобрать и выбросить вон его
одежду или же сделайте это
Собака на дворе лает всю ночь
Выйдите, ударьте ее или облейте
водой из шланга, когда она лает
(NB: не исключено, что собака будет так рада видеть вас, что
забудет о наказании.)
Дети слишком шумят в машине
Прикрикните на них. Пригрозите.
Повернитесь и дайте затрещину
Супруг обычно возвращается домой
в плохом настроении
Станьте на путь борьбы. Сожгите
обед. Сердитесь, ругайтесь,
плачьте
Неправильный удар при игре в
теннис
Проклинайте все на свете, выходите
из себя, корите себя за
каждый неверный удар
Бастующий или ленивый служащий
Ругайте, распекайте, главным
образом перед всеми остальными.
Пригрозите снизить зарплату, или же сделайте это
Отвращение к благодарственным
письмам
Накажите себя оттягиванием дела и одновременно чувством вины.
(Это не поможет, но вы можете попробовать.)
Кошка влезает на кухонный стол
Отлупите и/или выгоните из кухни
Грубый водитель автобуса вывел
вас из себя
Запомните его номер, напишите
жалобу в автобусную компанию,
добивайтесь, чтобы его перевели на другую работу, чтоб он
получил выговор или чтобы его уволили
Взрослый отпрыск, который по
вашему мнению должен жить
самостоятельно, хочет снова поселиться вместе с вами
Разрешите этому взрослому ребенку
жить у вас, но сделайте
его или ее жизнь совершенно невыносимой